Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

Содержание

Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

Процесс осуществления тщательного прокурорского надзора за тем, насколько точно приводятся в действие законодательные акты органами расследования, являет собой базовое содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве.

Как правило, прокурор выполняет роль надзирателя в механизме стабилизирования уголовных и процессуальных отношений в целях выявления и устранения нарушений, которые могли быть допущены следователем, либо дознавателем в ходе самого расследования уголовного дела.

Последний момент имеет место с целью абсолютной защиты прав всех тех, кто участвует в уголовном процессе, а также, в целях формирования целостной системы применения действующего законодательства.

Сущность надзора, исходящего от прокурора

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Предмет надзора прокурора

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты прокурорского надзора

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Полномочия, предусмотренные для прокуроров

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос.

Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм.

Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Замечание 3

Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера

Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

Замечание 4

Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

Когда имеет место категоричное нежелание заводить уголовное дело, копия документа, в котором помещено постановление следователя или дознавателя должна быть доставлена прокурору в течении суток с момента его фиксирования.

После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.

Замечание 5

К слову, незаконное постановление, которое создал орган дознания, об отказе возбуждать уголовное дело, подлежит самостоятельной отмене прокурором. Вынесенное прокурором постановление, а также все материалы предварительной проверки, в обязательном порядке, направляются начальнику органа подразделения для подальшего строго исполнения.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

«Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля»: бизнес получит защиту

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

9 сентября 2020 в 17:21

Руководители государственных структур подписали документ «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля» за органами, которые осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, дознание, а также предварительное следствие.

Необходимость данного документа обуславливается тем, что нарушения законов при определении и расследовании правонарушений, которые были совершены в предпринимательской сфере, до сих пор носят распространённый характер.

Защита предпринимателей

Кроме стандартных запретов на осуществление процессуальной проверки бизнесменов без исчерпывающих оснований, в документе есть крайне важные для предпринимательства предписания.

Так, здесь говорится о запрете проведения ОРМ, если они могут нарушить нормы гражданско-правовых отношений.

Помимо этого, требование к предоставлению оригиналов документов и иных источников информации, которые касаются деятельности предприятия, может состояться лишь в том случае, когда они непосредственно нужны для анализа в процессе доследственной проверки или в момент возбуждения уголовного дела.

Помимо этого, силовые структуры не имеют право забирать предметы или документацию, относящуюся к ведению предпринимательской деятельности, у лиц, которые не подозреваются в совершении правонарушения. В качестве исключения могут выступать лишь те вещи, которые проходят по уголовному делу.

В документе указано, что обвинения в преступлениях, которые связаны с хозяйственной деятельностью, арест не предусматривают.

Кстати, Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать его по ссылке:

Необходимо отметить, что руководителям правоохранительных органов предписано следить за тем, чтобы сотрудники не направляли в суд ходатайство на предпринимателей без веских на то оснований.

Обязанность прокуратуры

Согласно требованиям документа, органы прокуратуры должны проводить периодический надзор за работой оперативного учёта и за осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, пресекать случаи повторяющихся проверок одной компании, поскольку они могут свидетельствовать о противоправных действиях силовиков. Органы прокуратуры обязаны оперативно реагировать на претензии бизнесменов, которые касаются проведения процессуальных мероприятий.

В документе «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля» указано, что срок расследования уголовных дел, превышающий 1 год, должен обговариваться с центральным аппаратом Генеральной прокуратуры.

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей заявил, что совместное указание руководителей 5 силовых ведомств, очевидно, сокращает количество необоснованного ущерба для бизнесменов.

Однако некоторые многоуровневые вопросы сложно решить лишь мерами контроля и проверки: здесь помогут только новые законы.

Так, если изъятие электронных устройств в рамках закона сегодня ограничено, то в рамках для ОРМ такая возможность не исключена.

Нерешенные вопросы

До сих пор не решены вопросы относительно ознакомления подозреваемых с постановлением о назначении экспертизы, обеспечением защиты при уголовной ответственности и т.д. Данные трудности сегодня можно отнести не только к предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы исключить возможность злоупотреблений, необходимо двигаться в сторону системной корректировки закона — как уголовно-процессуального, так и устанавливающего работу ОРМ.

Читайте далее:
Запрет на арест предпринимателей: реальность или фикция?
Уголовное преследование: защита бизнеса

Руководители государственных структур подписали документ «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля» за органами, которые осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, дознание, а также предварительное следствие.

Необходимость данного документа обуславливается тем, что нарушения законов при определении и расследовании правонарушений, которые были совершены в предпринимательской сфере, до сих пор носят распространённый характер.

прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Одна из причин недостатков контрольной деятельности руководителей органов дознания — отсутствие закона, регулирующего их процессуальные полномочия.

Правда, имелись ведомственные акты, регламентировавшие процессуальную деятельность этих органов: (Примерное положение об организации работы специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности (местной милиции), утвержденное приказом МВД РФ от 16 октября 1992 г.

«О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно»; Письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г. «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел».

Но они противоречили принципу законности, тому, что порядок производства по уголовным делам определяется только уголовно-процессуальным законом (ст. 1 УПК РСФСР). К сожалению, нет статьи, посвященной процессуальным полномочиям начальников органов дознания, в новом УПК РФ. Благо, что в УПК РБ (ст. 38), РК (ст. 66), РУ (ст.

39) этот вопрос урегулирован.

К примеру, по УПК РК начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе: 1) проверять находящиеся в их производстве дела; 2) давать указания о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому; 3) поручать дознание нескольким дознавателям; 4) возбуждать уголовное дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству либо выполняя отдельные процессуальные действия.

Курс уголовного процесса

Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа.

В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями , устанавливая срок их исполнения.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Начальник следственного отдела в пределах своей компетенции может, в частности, поручить следователю проверить наличие оснований для возбуждения уголовного дела по поступившему заявлению или сообщению о преступлении, передавать первичные материалы от одного следователя другому, давать указания по существу проверки, а также принятии мер к предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов. Кроме того, начальник следственного отдела может как участвовать в проверке заявлений или сообщений, проводимой следователем (например, в получении объяснений от граждан или должностных лиц), так и лично рассматривать и разрешать первичные материалы, выносить по ним соответствующие решения.

Рекомендуем прочесть:  Аренда квартир лесная

Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом (ч. 5 ст. 189 УПК).

Адвокат вправе: давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации; задавать с разрешения следователя вопросы свиде–телю; делать письменные замечания по поводу пра–вильности и полноты записей в протоколе, а также заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Следователь может отвести вопросы ад–воката, но обязан занести отведенные вопросы в про–токол допроса.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Представляется, что постановление о возбуждении уголовного дела на данном этапе уголовного процесса может быть отменено не только полностью, но и частично. Например, уголовное дело возбуждено одновременно по составам преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ и в отношении конкретных лиц.

Действующий закон не препятствует отмене постановления о возбуждении уголовного дела по одному из составов, а также в отношении одного или нескольких лиц Колоколов Н.А. Приказы Генерального прокурора РФ в механизме уголовно-процессуального регулирования // Уголовный процесс. — 2006. — № 4. — С. 48-49..

Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

На базе полученной информации у обучаемых возникает потребность в дополнительных сведениях. Порядок их представления тот же. Для оживления ситуации допускается инициативная передача посредником некоторых сведений.

Например, об осложнениях в течении болезни у пострадавшего, наличие его дополнительного заявления о непривлечении к ответственности и др. Маневрирование информацией должно быть заранее продумано.

Однако порой удается добиться положительного эффекта, когда посредник начинает импровизировать, подыгрывать курсантам, меняя исходные данные по ходу игры. Для того, чтобы не потерять контроль за работой каждого коллектива, посредник записывает какую информацию выдает группе.

Собранный материал группа надлежащим образом оформляет. Все документы, независимо от их содержания, составляются под копирку в двух экземплярах. Координирует работу старший группы. Следует посоветовать ему не увлекаться частными задачами, а следить за развитием ситуации в целом.

Главный вопрос, который должен быть разрешен под его руководством — выбор правильного решения и вынесение соответствующего постановления. Старшему группы необходимо проследить, чтобы были составлены уведомления заинтересованным лицам о принятом решении.

Лекция 6

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Кроме того, что прокурор, не согласившись с решением органа дознания, вправе таким образом дезавуировать данное решение, он вправе также в любой момент истребовать из любого поднадзорного органа дознания и любого поднадзорного следственного подразделения, а также у нижестоящего прокурора поступивший повод к возбуждению уголовного дела и доследственные материалы его проверки либо отказной материал и отказать в возбуждении уголовного дела либо возбудить любое уголовное дело, которое подследственно поднадзорным ему следователям прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а также органам дознания, принять его к своему производству, поручить расследование своему заместителю, помощнику, следователю прокуратуры или другого ведомства (по подследственности), сопроводив свое поручение необходимыми письменными указаниями, либо создать своим постановлением для расследования данного дела следственную группу; отменить постановление следователя, органа дознания или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело и дать ему дальнейшее движение, указанное выше;

Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны для развода в суде в

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Сколько стоит написать твою работу

Незаконным признается постановление, вынесенное с нарушением как уголовно-процессуального, так и материального права. Незаконным, в частности, постановление может быть признано, если в нем отсутствуют дата его вынесения или подпись лица, его составившего, если оно вынесено не уполномоченным на то должностным лицом, основывается на недопустимых доказательствах и др.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль в механизме обеспечения законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Представляется, что незначительные изменения формулировок закона помогут правоприменительной практике снять возникшие «шероховатости» данного приказа, что, безусловно, поднимет эффективность контроля и надзора за принимаемыми решениями на стадии возбуждения уголовного дела об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.