Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Содержание

Преступления против военной службы и последующая уголовная ответственность

Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Подчинение гражданина РФ военному ведомству не освобождает его от соблюдения всех законов государства, наоборот, специфика профессии накладывает новые обязательства, которые касаются выполнения всех видов воинской службы, соблюдая федеральные нормы и дисциплинарный устав.  Уголовный кодекс РФ фиксирует все виды военных преступлений, Уголовно-исполнительный кодекс фиксирует наказания за их совершение. Все военнослужащие подлежат уголовной ответственности, любые проявления противоправных действий строго караются законом.

Уголовная ответственность военнослужащих

Военнослужащим считается лицо, проходящее срочную военную службу или по подписанному контракту. Все виды преступлений, которые может совершить военнослужащий, описаны в Уголовном кодексе РФ, 33 главе.

Статья 19 Конституции обязывает к равенству перед законом и судом всех граждан. Поэтому военнослужащие обладают точно таким же набором прав и обязанностей, как и обычные люди. Однако, лица, имеющие определенный статус, обладают рядом дополнительных обязанностей, которые реализовываются в ограниченной сфере правоотношений.

В каких случаях наступает уголовная ответственность?

Законодательство РФ об уголовной ответственности военнослужащих выдвигает большое количество статей в Уголовном кодексе, которые условно делят на такие группы:

  1. Посягательство на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений.
  2. Преступления в виде уклонения от службы.
  3. Нарушения порядка несения специального вида службы (караульная, пограничная).
  4. Нарушение порядка сбережения и использования военного имущества (умышленное, по неосторожности, его утрата).
  5. Нарушение порядка обращения с оружием и военной техникой.

Рассмотрим наиболее распространенные и интересные виды преступлений.

Неправомерное применение оружия

Военнослужащий получает оружие строго для осуществления целей военной службы – обучение либо выполнение приказов. Применение оружия строго регламентируется – любое нарушение правил потенциально опасно для жизни и здоровья, общества.

Неправомерное применение оружия рассматривается как отягчающий ответственность признак:

  • Оказание сопротивления начальству, принуждение к любым действиям с применением уставного оружия.
  • Нарушение взаимоотношений между солдатами с применением оружия.

Все эти преступления закреплены в 334 статье Уголовного кодекса и классифицируются ее пунктами.

Дезертирство

Одно из популярных военных преступлений – дезертирство. Это самовольное оставление места службы, части либо поста, также уклонение от прохождения срочной военной службы или неявка в место прохождения службы в тех же целях.

Для верного определения преступного деяния, должны наблюдаться все признаки состава преступления:

  1. Объект преступления – порядок прохождения военной службы, именно на него происходит посягательство во время совершения преступления.
  2. Объективная сторона – совершение противоправного действия в виде своевольного оставления части или поста. Продолжительность незаконного отсутствия не имеет значения, уже в момент оставления службы преступление считается совершенным.
  3. Субъективная сторона – умышленная вина военнослужащего и цель преступления. Наличие цели противоправного действия – это установление самого факта состава преступления.  Прямой и косвенный умысел не влияют на окончание преступления, их влияние распространяется лишь на вынесение приговора.
  4. Субъект преступления – только военнослужащие лица.

Данный вид правонарушения регламентируется 338 статьей УК РФ, примечания данной статьи дают возможность избавиться от ответственности за впервые совершенное преступление по причинам тяжелых жизненных ситуаций.

Неуставное поведение

Категория ответственности за неуставные отношения фиксируется в 335 статье УК РФ. Нарушением уставных правил считается:

  • Унижение чести и достоинства любого военнослужащего, в независимости от его звания.
  • Издевательство над потерпевшими гражданами, сопровождаемое насильственными действиями.

Уголовная ответственность военнослужащего наступает после определения состава преступления:

Объектом выступает порядок прохождения службы (главный объект) и дополнительно – неприкосновенность личности военнослужащего (честь, достоинство, здоровье).

Объективная сторона состоит из совокупности признаков: нарушение устава, отсутствие подчиненности между сторонами, унижение чести и достоинства, факт насилия.  Выражающие объективную сторону действия – это издевательство одних военнослужащих над другими, принуждение к унизительным поступкам и действиям сексуального характера.

Субъективная сторона – прямой умысел преступления. Лицо, совершающее данные действия, понимает, что этим нарушает устав.

Части 2-3 статьи 335 УК РФ предусматривают квалификации данного правонарушения, при этом ужесточают меры наказания за совершенное деяние.

Существующие виды уголовных наказаний

Правовая специфика включает, помимо основных видов наказаний, применяющихся к военным лицам еще такие меры:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Ограничение в военной деятельности.
  • нарушителя в дисциплинарной воинской части.
  • Лишение воинских званий, государственных наград.

Арест

Арестом считается изоляция от общества в строгих условиях от одного до шести месяцев, отбывается данный вид наказания на гауптвахте. Усугубляет наказание еще и то, что срок, проведенный на вахте, не учитывается в общую выслугу лет и службу. Это оказывает сильное влияние на получение воинских званий и продвижения в данной сфере.

Во время ареста нельзя перевестись на другое место работы или уволиться с воинской службы.

Пребывание в дисциплинарной воинской части

Также является основным видом наказаний, применяется отдельно на срок до двух лет. Срок зависит от тяжести совершенного правонарушения.

Осужденный перенаправляется в изолированный воинский батальон или роту, где его подвергают дисциплинарным мерам воздействия.

Ограничение по службе

Данный вид наказания предусмотрен для военных, проходящих службу на контракте, назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

Осужденный обязан выплачивать государству средства из полученного дохода. Так же, как и при аресте, применяются ограничения на получение воинских званий и не засчитанный срок в выслугу лет.

Порядок привлечения к ответственности

Для признания вины военного требуется заседание военного суда, который соблюдает все принципы работы: законность, независимость судейства, уважение чести достоинства любого гражданина, ее неприкосновенность, презумпции невиновности и состязательности.

После того, как дело будет всесторонне и в полном размере рассмотрено, суд может выносить свой вердикт.

Изъятие имущества у осужденных

Приказ Министра обороны РФ №680 «Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» регулирует наличие имущества у лица и процедуру его изъятия.

Прибывая в дисциплинарную часть, уполномоченное лицо должно составить опись вещей, находящихся с собой у военнослужащего. Данная опись составляется в трех экземплярах для:

  • Дисциплинарной части.
  • Части, откуда он прибыл.
  • Военной полиции.

После все вещи сдаются начальником конвоя в штаб части, где они хранятся в опечатанном сейфе.

Какие вещи можно иметь при себе?

Приложение к Правилам сдержит ограниченный перечень разрешенных вещей и предметов. Помимо названий в него входит еще и количество таких вещей.

В него включены:

  1. Средства для личной гигиены.
  2. Канцелярские принадлежности.

Приложение Правил №2 включает предметы первой необходимости, которые можно иметь при себе, купить и получить:

  1. Средства для гигиены – туалетные, безопасные бритвенные станки.
  2. Одежда – нижнее белье, теплые носки, головной убор, обувь.
  3. Канцелярская, печатная продукция – тетради, книги, газеты и журналы, конверты.
  4. Табачные изделия.
  5. Предметы, относящиеся к вере осужденного – крест, предметы культа.

Контроль за осужденными

За условно осужденными военными лицами осуществляется контроль командованием воинской части, к которой они привязаны. Также военнослужащий должен появляться в части, докладывать командованию о своем поведении, исполнении обязанностей, наложенных судом.

Вначале определяется срок испытательного периода, за который решается – получит осужденный условный срок или нет. В случае неявки к командованию без уважительных причин, лицо подвергается приводу в военную полицию для дальнейших разбирательств.

Возможно ли освободиться от наказания?

Как и наказание, освобождение бывает общим для всех субъектов и применимым только к военнослужащим. Освобождение назначается в судебном порядке.

Пример досрочного освобождения за военное преступление: отбывая наказание в части, у осужденного обнаруживают заболевание, которое делает его негодным для службы, в таком случае, согласно статье 81 УК РФ, он увольняется с военной службы и досрочно освобождается.

Случаи смягчения приговора или полного освобождения

Такого результата можно добиться через суд, если он, основываясь на материалах и фактах дела, сочтет это действие необходимым и установит:

  1. Для достижения поставленной цели наказания осужденный не нуждается в отбывании полного срока.
  2. Наличие полного или частичного возмещение причиненного вреда.
  3. В случае, если осужденный отбыл часть наказания, не менее 6 месяцев.

В вынесении приговора по делу о смягчении приговора суд основывается на личности осужденного, его поведении, отношение к труду, признанию совершенных ошибок и готовности к исправлению.

Уголовная ответственность военнослужащих наступает в момент совершения ими преступления, указанного в законодательстве.

Меры наказания за все виды преступлений, зачастую, назначаются довольно жесткие, такими делами занимаются исключительно военные суды.

В каждом преступлении объектом выступает порядок прохождения воинской службы, ведь именно его правила и дисциплина позволяют сохранять военную безопасность населения и государства.

Преступления против военной службы

Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Одной из важнейших задач, стоящих перед правительством Российской Федерации, является усиление правопорядка и законности в рядах российской армии.

Это позволит обеспечить соблюдение воинской дисциплины и обороноспособности страны в целом.

Важное место среди мер по обеспечению дисциплины занимает законодательство, предусматривающее ответственность за совершение преступлений против военной службы.

Какие действия военнослужащего признаются преступлением против воинской службы?

Воинские преступления представляют собой действия военнослужащих, направленные против установленного армейского порядка и имеющие потенциальную опасность для воинской деятельности в целом.

При этом данный вид преступлений подробно описан в уголовном законодательстве – одноименная глава содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статья 331 Уголовного кодекса гласит, что данное преступление характеризуется такими признаками, как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.

Таковыми преступлениями могут считаться:

  • Несоблюдение правил уставных взаимоотношений между военнослужащими, например неподчинение и другие.
  • Нарушение порядка несения воинской службы, например уклонение от нее.
  • Нарушение правил исполнения воинской службы.
  • Причинение вреда боеспособности российских войск, то есть порча военного имущества.

Также к одному из видов преступлений данного вида относится нарушение правил использования военного транспорта и техники.

Какая ответственность за совершение воинских преступлений?

Описанные в Главе 33 Уголовного кодекса РФ преступления охватывают разные аспекты прохождения службы в армии, а уголовная или административная ответственность за их совершение основана на принципах равенства перед законом, справедливости и гуманизма.

Степень ответственности и мера наказания за преступление также зависят от его характера и от того, насколько опасно оно для общественности. Однако если военнослужащий на добровольной основе отказался от совершения правонарушения или доведения его до конца, его нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Если определенное правонарушение не повторилось и не повлекло тяжких последствий, то наказание может быть условным.

Несоблюдение уставных взаимоотношений

Примером преступления, связанного с нарушением уставных взаимоотношений, считается известная всем «дедовщина», то есть жестокое или грубое отношение военнослужащих к новичкам.

Если такое отношение к сослуживцам привело к телесным повреждениям и ухудшению здоровья потерпевшего, то ответственность может предусматривать лишение свободы сроком от 3 до 10 лет.

В случае сопротивления военнослужащего приказу сослуживца, на которого возложено исполнение прямых обязанностей, ответственность может быть выражена в ограничении по службе или лишением свободы до 5 лет.

При нарушении порядка пребывания на воинской службе

Нарушение правил порядка пребывания на службе может наказываться по закону путем ограничения по службе или содержанием в дисциплинарной части до 2 лет.

Если данное правонарушение привело к тяжелым последствиям, то срок увеличивается до 5 лет.

В случае нарушения правил несения службы

Одним из примеров такого вида преступления считается дезертирство, которое выражается в уклонении от несения воинской службы. Неявка или отсутствие на месте службы в течение 3 дней, подделка документов, а также прямое уклонение от призыва в армию может быть поводом для несения уголовной ответственности.

Она выражается в лишении свободы сроком до 7 лет. Если при совершении подобного правонарушения военнослужащий взял с собой оружие или применил его в целях, не предусмотренных уставом, то срок лишения свободы увеличивается до 10 лет.

При порче или уничтожении военного имущества

Такое преступление может предусматривать разные виды ответственности. Согласно статье 346 Уголовного кодекса РФ в случае умышленной порчи военного имущества может быть назначен штраф в размере до 80 тысяч рублей или лишение свободы до 2 лет.

При этом также учитывается размер вреда, нанесенного при совершении преступления. Если оно совершено по неосторожности, то предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафа или уголовная ответственность в виде ареста на разные сроки.

Если же данное преступление повлекло за собой тяжкие последствия, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет.

К солдатам срочной службы административная ответственность не применяется, а штраф заменяется на содержание на гауптвахте.

При нарушении правил использования военной техники

Если нарушены правила использования оружия, боеприпасов и транспорта, а их применение причинило вред здоровью человека, то данное правонарушение может быть наказано ограничением по службе, арестом на несколько месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если же результатом данного преступления стала смерть одного или более людей, то ответственность предполагает лишение свободы от 5 до 10 лет.

Алгоритм и правила расследования военных преступлений

Порядок расследования преступлений против воинской службы во многом зависит от их конкретного вида.

Но для расследования большинства из них необходимо соблюдать следующий порядок действий:

  • Все эти преступления подлежат предварительному следствию.
  • Командир части должен сообщить о совершении правонарушения вышестоящим органам.
  • Создается специальная комиссия для проведения дознания и изучения материалов по делу.
  • Далее изучаются документы, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела.
  • Для начала нужно определить состав преступления.
  • Выявить военнослужащих, имеющих какое-либо отношение к данному правонарушению, и произвести их допрос.
  • Определить вину преступника, выявить связь между правонарушением и его результатом.
  • Произвести осмотр места преступления в случае необходимости.

Чаще всего дело может закончиться изменением его квалификации или наказанием по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, так как данный проступок подразумевает нарушение порядка прохождения военной службы.

Преступления против военной службы считаются основанием для уголовной ответственности, поэтому к прохождению и несению этой службы следует отнестись со всей серьезностью.

Немаловажное значение для определения уголовного наказания имеет состав совершенного преступления и степень опасности, которую оно представляет для окружающих.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение

Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей.

Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны.

После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.

Характеристика военных преступлений

Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника.

Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи.

Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.

Международная защита прав человека во время военных действий

Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.

Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:

  1. Серьезные нарушения Женевских конвенций.
  2. Серьезные нарушения иных норм международного права.

Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»

Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:

  • бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
  • захват людей в качестве заложников;
  • причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
  • умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
  • перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
  • массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
  • лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
  • депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.

Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:

Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

  • нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
  • нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
  • удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
  • нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
  • удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.

Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.

Международно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами.

Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда.

Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.

Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны

Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах.

Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы.

Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.

Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:

  • Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
  • иные документы (отраслевые конвенции, пакты).

Правоведы особую роль придают Закону № 10 Контрольного Совета в Германии, в который входили высшие военные начальники США, СССР, Великобритании и Франции.

Документ стал первым нормативным актом внутреннего права, регулирующим положения о военных преступлениях. В § 1 ст.

2 Закона впервые была закреплена классификация преступлений, совершаемых в ходе вооруженных конфликтов, а в § 2 – круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.

Особенности правового режима при военной оккупации

Ответственность за совершение военных преступлений

Ответом на совершение правонарушений в ходе вооруженных конфликтов является привлечение к уголовной ответственности.

Долгое время главными юрисдикционными органами, принимавшими решения в отношении военных преступников, являлись трибуналы.

Подобного рода органы создавались с целью расследования преступных деяний и наказания виновных в рамках определенных военных действий. Наиболее яркими примерами являются:

  • Нюрнбергский трибунал (над предводителями Третьего Рейха);
  • Токийских трибунал (над японскими военачальниками после Второй мировой войны);
  • Трибунал по Руанде (геноцид в 1994 году);
  • Трибунал по бывшей Югославии (гражданская война 1991-2001 года).

Римским статутом 1998 года был утвержден единый юрисдикционный судебный орган, действующий на постоянной основе. Международный уголовный суд начал работу в 2002 году, но первое дело было рассмотрено в 2005 году. С тех пор суд вынес приговоры в отношении порядка 30 лиц. Наказаниями могут быть только тюремное заключение, хотя трибуналы активно использовали смертную казнь.

Права и обязанности военнослужащих Российской Федерации

Внимание! Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву известна лишь в узких кругах. Тем не менее орган является одним из важнейших в вопросе об уголовной ответственности за военные преступления. Служба содействует государствами, преступникам в выполнении обязательств, которые были назначены в качестве наказания судом или трибуналом.

Какими обязанностями и правами военный прокурор наделен по закону?

Военные преступления являются наиболее серьезными правонарушениями, охватывающими широких спектр общественных отношений.

Преступность подобного плана имеет направленность против мира, против человечности, поэтому вопросы о ней решаются на межгосударственном уровне. Международным сообществом принято множество нормативных актов, регламентирующих вопросы военной преступности.

Привлечением к ответственности занимаются специальные юрисдикционные органы, основным из которых является Международный уголовный суд.

Военные Преступления — что это такое и какие они бывают

Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Военные преступления – это акты необоснованного насилия и жестокости, совершаемые во время военных конфликтов гражданскими лицами, военными или политиками.

Что такое Военные Преступления – значение, определение, понятие простыми словами

Простыми словами, Военные преступления – это акты чрезмерного насилия, нарушающие обычаи или определенные договора, которыми регулируется ведение военных действий.

По сути, военные преступления совершались на протяжении всей истории человечества, но именно в 20-ом веке между многими странами были заключены определенные договоренности о том, как должны проходить военные действия.

Так к примеру, в Женевской конвенции было четко определено, какие действия являются допустимыми для применения между комбатантами, а какие входят в разряд военных преступлений.

Для простоты понимания, можно привести довольно банальный пример: «Плененного вражеского солдата разрешено допрашивать – и это вполне логично и законно, но его нельзя подвергать пыткам, ибо это уже будет перечить положениям Женевской конвенции об содержании военнопленных.»

Если говорить о военных преступлениях в общем, то нужно отметить, что под данную классификацию попадает множество различных действий.

Следует также понимать, что из-за самой природы военного времени, многие акты довольно сложно классифицировать, расследовать и доказывать. Тем не менее есть перечень того что безусловно является военным преступлением.

Так согласно Статье 147 Женевской конвенции военными преступлениями считается:

  • Умышленное убийство в военное время;
  • Пытки или бесчеловечное обращение, в том числе умышленное причинение больших страданий или серьезных телесных повреждений или вреда здоровью;
  • Незаконная депортация;
  • Захват заложников;
  • Обширное уничтожение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью.

Помимо перечисленных в 147 статье критериев, есть и более обширный список, в который входит:

  • Геноцид;
  • Пленение или порабощение (народов, групп);
  • Изнасилование;
  • Применение запрещенного оружия (химическое оружие, биологическое оружие);
  • Преднамеренное уничтожение гражданской инфраструктуры (школы, больницы, храмы, музеи, памятники и так далее.);

Виды военных преступлений

В сложившейся мировой практике военные преступления принято делить на три основных вида, это:

  • Традиционные военные преступления;
  • Преступления против мира;
  • Преступления против человечности.

Что такое традиционные военные преступления?

В данную категорию входят те преступления, которые нарушают обычную практику ведения военных действий. Так к примеру, сюда могут входить: пытки и уничтожение пленных, ведение военных действий без отличительных знаков, что является обязательным для комбатантов и так далее.

Что такое преступления против мира?

В данную категорию попадают акты враждебных и агрессивных действий, направленных против суверенной страны, которая не находится в стадии обороны.

Что такое Преступления против человечности?

К данной группе преступлений относятся самые жестокие и бесчеловечные преступные действия. Так преступлением против человечности можно считать порабощение, жестокость и убийство не комбатантов, истребление целых групп людей по расовому (расизм), национальному, религиозному или другому признаку.

Ответственность за военные преступления и срок давности военных преступлений

Первые серьезные попытки преследовать военных преступников произошли после Первой мировой войны, и они в значительной степени считались провалом. Однако после Второй мировой войны в Германии был создан трибунал с целью осудить подозреваемых военных преступников.

Трибунал управлялся союзными силами, и ряд видных нацистов были осуждены во время Нюрнбергского процесса, включая Германа Геринга и Рудольфа Гесса.

Именно этот трибунал создал почву для будущих судебных преследований подозреваемых военных преступников и вызвал изменение международного отношения к концепции военных преступлений.

Что касается сроков давности, за которые могут быть привлечены военные преступники, то, как правило, они вообще отсутствуют. Говоря другими словами, у военных преступлений нет срока давности. Так к примеру, еще совсем недавно происходили суды над уже изрядно постаревшими и долгое время скрывающимися нацистскими преступниками.

Что касается современности, то сейчас самым авторитетным органом, который разбирается с военными преступлениями, является нейтральный Международный уголовный суд в Гааге (Гаагский Трибунал).

Ответственность за военные преступления

Ответственность за военные преступления в международном уголовном праве

Проявлением принципа индивидуальной ответственности в международном уголовном праве считается самостоятельная регламентация ответственности лица за покушение на совершение военного преступление и соучастие в совершении этого преступления.

Специальным проявлением принципа личной ответственности в интернациональном уголовном праве стало формулирование положения о недопустимости ссылки на приказ правительства либо начальника, ставшее потом самостоятельным принципом международного уголовного права.

Не вызывает колебаний тот факт, что почти все военные преступления совершались и совершаются во исполнение приказа, потому уже в процессе 2-ой мировой войны и в решениях Нюрнбергского суда была аргументирована недопустимость ссылки на приказ как на причину для освобождения от уголовной ответственности.

Так, Комиссия международного права ООН, формулируя основы Нюрнбергского процесса, решила данный вопрос так: «Исполнение указа правительства либо начальника не высвобождает от ответственности… в случае если практически был вероятен сознательный выборр&#.

187;. Иначе говоря, неимение возможности сознательного выбора поведения исполнителем указа освобождало его от ответственности за выполнение неотъемлемого для него постановления.

В прогрессивных актах международного уголовного права продолжает работать принцип, сообразно коему выполнение преступного приказа не освобождает от уголовной ответственности.

В принятых последние годы международно-правовых актах находится список обстоятельств, освобождающих исполнителя приказа от уголовной ответственности.

При всем при этом обязаны быть соблюдены все эти требования, а непосредственно: а) исполнитель был должен исполнить указ правительства либо начальника; б) исполнитель не мог знать, что указ был нелегальным, либо сам указ не носил определенно преступного нрава.

Нарушение данных требований считается причиной для привлечения исполнителя указа к ответственности согласно с нормами интернационального уголовного права.

И все же, факт обязательности приказа имеет возможность расцениваться как обстоятельство, смягчающее санкцию, в случае если приказ был выполнен лицом под страхом «солидных негативных последствий» для себя либо собственной семьи (ст. 7 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии).Международно-правовые акты в регламентации ответственности за выполнение преступного приказа исходят из концепции «разумных штыков»: лица, совершающие преступление при выполнении очевидно для них преступного приказа, обязаны подлежать уголовной ответственности; начальник же обязан отвечать за совершенные преступления при выполнении отданного им нелегального приказа во всяком случае. Согласно с п. 2 ст.

33 Римского Статута приказ о совершении преступления геноцида или же преступлений против человечности считается очевидно преступным.

Из этого можно сделать вывод, что исполнитель этого приказа (вследствие неоспоримой преступности заключительного) не имеет возможности освобождаться от ответственности ни при каких обстоятельствах.

Бесспорность преступности приказа состоит в том, что любой человек обязан сознавать, что ему отдан указ о совершении преступления, и что он, выполняя таковой приказ, кроме того совершает преступление.

Однако и данному факту есть обоснование: преступления, предусмотренные международным уголовным правом, как раз и выделяются тем, что причиняют урон безусловным благам — интересам обеспечения мира и безопасности человечества в общем. Каждый человек вследствие жестокости совершения похожего действия обязан сознавать, что он совершает непосредственно преступление. Принцип недопустимости ссылки на приказ, сформулированный в ст.

33 Римского Статута, гарантированно распространяется на квалификацию военных преступлений, как они отнесены в международном уголовном праве. А значит, в случае если лицо совершает военное преступление, оно обязано подвергаться уголовной ответственности в отсутствии каких-то ссылок на выполнение приказа вследствие неоспоримой преступности этого действия.

Одним из самых трудных вопросов в доктрине международного права считается вопрос о признании юридических лиц и государства субъектами международного преступления и, в соответствии с этим, субъектами ответственности за его совершение. Бесспорно, что многие преступления против мира и безопасности человечества совершаются от лица государства.

Хотя способно ли государство нести уголовную ответственность?

Анализ норм интернационального права приводит к выводу, что уголовно-правовая ответственность государства как таковая не учтена. Вопрос об ответственности государства за международные преступления вызывает большое количество споров.

В различие от ответственности индивидуума, данные споры обусловлены не неимением общего воззрения по вопросу о правовом происхождении ответственности (юридическая ответственность государства может быть лишь международно-правовой), а различным подходом к содержанию ответственности за международные преступления (к конкретному списку мер — отталкиваясь от их направленности) и к оценке ее нрава (считается ли она уголовной, политической, нравственной и т. д.) При всем при этом вероятность несения государством ответственности за совершение международных преступлений не оспаривается. Аспектами установления видов и форм ответственности государства считается характер и объем ущерба, наносимого его противоправным поведением. При совершении военных и др. международных преступлений наносится тяжелейший материальный ущерб всему мировому правопорядку, что обязано предусматриваться при определении ответственности государства-правонарушителя.

Автор считает, что к государствам, нарушившим нормы о военных преступлениях, обязана устанавливаться наиболее тяжкая ответственность, применяться воздаяние, превышающее причиненный материальный вред.

Особенной формой ответственности государств за совершение военных преступлений считается изъятие из их юрисдикции военных преступников, которые были судимы международными судами (к примеру, лиц, подозреваемых в совершении преступлений против человечности и военных преступлений в Руанде и на территории бывшей Югославии).

Заключительная форма ответственности считается, по существу, лимитированием суверенной юрисдикции государства-правонарушителя. В этой связи в доктрине международного уголовного права образовался вопрос о политической ответственности государств за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

Государство имеет возможность осуществить преступление, предусмотренное международным правом, но не имеет возможности отвечать по международному уголовному праву, неся международно-правовую ответственность.

В данном случае мы имеем дело с несовпадением понятий государство как «субъект преступления» и государство как «субъект ответственности».

Заключение

.

Понятие «военное преступление» означает преступное действие, совершенное в период вооруженного конфликта против защищенных международным гуманитарным правом лиц либо объектов.

Классический термин «военное преступление» синонимичен наиболее архаичному понятию «нарушение законов или же обычаев войны» либо более прогрессивному определению «серьезное нарушение международного гуманитарного права».

В случае если говорить наиболее развернуто, то под военным преступлением понимаются воздействия или же упущения, совершенные в контексте вооруженного инцидента как международного, так и немеждународного нрава, которые 1) считаются солидным нарушением норм обычного либо договорного гуманитарного права, защищающих главные ценности, 2) вызывают серьезные результаты для лиц и объектов, защищенных международным гуманитарным правом, 3) влекут индивидуальную уголовную ответственность. Источниками воспрещений, нарушения которых образуют военные преступления в контексте вооруженного конфликта международного нрава, считаются, для начала 4 Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I, Гаагская конвенция о законах и обычаях войны и прочие соглашения в сфере МГП, и подходящие нормы обычного права.

Список использованных источников

.

Бабурин С. А. Гуманитарный фактор в национальном и международном праве. — М.: Книжный мир, 2013.

Батырь В. А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006 [https://referat.bookap.info, 23].

Белый И. И. Производство по делам о военных правосудия (проблемы становления и перспективы развития).

преступлениях в органах международного уголовного — М.: За права военнослужащих, 2011 — 288 с. Винокуров А. Ю. К вопросу о расследовании военных преступлений, совершенных в отношении гражданского населения СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2011, № 2 (22).

— С. 72−77Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Краткий курс лекций. — М.: Юрайт, 2013.

Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.//Консультант.

ПлюсЕгоров С. Е. Международное право. Учебник. — М: Статут, 2014.

Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право. Учебное пособие. — М: Проспект, 2015 — 110 с. Кибальник А. Г. Международное уголовное право. — М: Юрайт, 2013 — 464 с. Кибальник А. Г. Современное международное уголовное право. — М: WoltersKluwer, 2010 — 304 с. Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г.//Консультант.

ПлюсЛупу А.А., Оськина И. Ю. Международное уголовное право. — М: Дашков и Ко, 2012 — 312 с.

Международно-правовые, теоретические и организационные основы уголовного преследования за совершение военных преступлений в отношении гражданского населения: монография / Винокуров А. Ю. — М.: Спутник+, 2011. — 695 c. Наумов А. В.

Международное уголовное право. Учебное пособие. — М: Юрайт, 2014 — 512 с. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. М., 1995.

Петроченков А. Я. Военные суды Российской Федерации: история и современность (к 90-летию образования военных трибуналов (военных судов) // Право в вооруженных силах. — М., 2009, № 1. — С.

2−8Расследование военных преступлений в отношении гражданского населения: Монография / Винокуров А. Ю. — М.: Спутник+, 2010. — 300 c. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г.

 N 3074//Консультант.

ПлюсРыбаков В. А. Преемственность в праве и кодификация права // Журнал российского права. 2007. N 7Сухарев А. Я. Нюрнбергский процесс и проблемы международной законности // Журнал российского права. 2007. N 1.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.